ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ ФОЛК-МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ГРУППА ALKONOST

 

при поддержке:

Фолк-рок
Группы фолк-рока
Исполнители фолк-рока
Фолк-металл
Фолк-рок в России
Песни фолк-металла
Тексты песен фолк-рока
Пресса о фолк-металле

Предыдущая Следующая

Теперь что касается самих плачей. В буклете мы указали на незначительные изменения, допущенные нами. Каковы эти изменения? Я убрал из текстов некоторые современные слова, ведь плачи были и в IХ и в ХIХ веках, а это совсем разные в плане материальной культуры времена. Было заменено или удалено несколько слов, являющихся названиями тканей, элементов утвари, относящихся к более позднему периоду времени. На суть эти изменения никак не повлияли. Также удалил я и пресловутое христианское влияние. Скажу сразу, оно было весьма небольшим. В одном месте было исключено "крестное знамение" и ещё в одном - упоминание всё той же Богородицы. Опять же, на суть это не повлияло, однако сделало восприятие плачей более универсальным, вселенским, вневременным, исключив привязки к конкретной эпохе и оставив лишь заложенный в них смысл и чувства.

На ваш взгляд, какие моменты из сохранившейся похоронной обрядности, ну или из зафиксированной этнографами можно с определённой долей уверенности отнести к языческому наследию? В чём вообще суть язычески воззрений Руси на факт смерти, отношений к ней?

Морок: Это к Яромиру...
Яромир: Если отвечать на столь глобальный вопрос применительно к альбому, то конечно он не может полностью раскрыть тему смерти, утраты - ведь мы работали только с одной из многих сторон, плачами. К языческим, родовым воззрениям можно отнести несомненную прилюдную, то есть именно родовую особенность плачей и причитаний. Когда умирает один человек, вся община, всё сообщество людей воспринимает это как личную, СВОЮ утрату. Личное при этом у всех одинаковое, общее - то есть такое, которое потом стало называться "всем миром". Если же пройтись по текстам более детально, то можно выделить ряд сугубо языческих моментов, связанных с восприятием как самой смерти, так и взаимоотношений живых и уже мёртвых родичей. Известно, что славяне верили в бессмертную душу человека, которая после смерти тела превращается в птицу и улетает в Ирий. Весной и осенью (праздники эти называются по-разному: Радуница, Деды) птицы-души возвращаются на то место, где погребено тело. В такие дни славяне посещали захоронения своих родичей, оставляя для птиц зерно, хлеб и другие угощения. Таким образом они показывали душам своих предков, что помнят и чтут их, то есть что родство и общение продолжается и после смерти. Так и здесь, горюющий по своему умершему отцу человек стоит возле кургана, смотрит из-под ладони на пролетающих птиц и поёт им: "летай-ко ты ко мне да по утрам ранёшенько.. да по утрам ранёшенько, по вечерам позднёшенько.. А я буду встречать тебя да горька сиротинушка.. Да горька сиротинушка, да малая детинушка.." Фраза "малая детинушка" вовсе не говорит о том, что речь ведётся от имени маленького ребёнка - просто таким образом выражается уважение к заступнику, главе семьи, который и после смерти продолжает оставаться не только родичем, но и покровителем, оберегающим от бед.

Предыдущая Следующая

 

 
 
Hosted by uCoz